
Да, Линукс в ReaDitorial даже нам надоел. Но тут - совсем другое дело.
Проблему привязанности линуксоидов к своей любимой ОС рассматривает
настоящий психиатр. Мимо этого мы пройти не могли, благо давно
подозревали, что всё это лечится. Орфография и пунктуация автора
сохранены. - прим. ред.
На
протяжении всего года в "Компьютерре Онлайн" не стихали споры
относительно того, что лучше — MS Windows или Linux? И мне захотелось
внести свою небольшую лепту в прояснение истины в этом затяжном споре.
Оговорюсь сразу, я — пользователь Ubuntu Linux с годичным стажем, не
планирующий возвращаться к среде MS Windows. Однако вполне справедливо
ожидаю то, что критические оценки этой публикации обильно посыпятся с
обеих сторон — как от пользовательского большинства, так и от лиц,
придерживающихся альтернативного мнения.
Не секрет то, что в
последние годы nix-операционные системы резко прибавили в весе за счет
значительного улучшения графического интерфейса и стали реально
претендовать на место под солнцем - на десктопах. В то же время
известная софтверная корпорация, испытав серьезные затруднения со
сбытом последней версии своего базового пакета, приняла решение не
отставать в конкурентной гонке, результатом чего стал анонс следующей
версии популярной ОС. Наиболее ожесточенная конфронтация развернулась в
сфере нетбуков — маломощных мобильных компьютеров, предназначенных
исключительно для работе в Интернете.
Подобная ситуация также
подразумевает столкновение различных пользовательских менталитетов. И
здесь без психологического анализа не разобраться никак. В связи с этим
я, как психиатр и психоаналитик, имеющий десятки авторских публикаций,
посвященных киберпсихологии, хотел бы поделиться с читателями своими
размышлениями о психологии работы с Open Source. Надеюсь, что эти
заметки будут интересны представителям как одной, так и другой стороны.
Мой
опыт и общение с пользователями альтернативных операционных систем
показывает, что в этой среде весьма сильны настроения, которые можно
было бы обозначить как "религиозно-психологические". Конечно, такая
новейшая религиозность носит скорее "псевдо"-характер. И тем не менее,
это первое, что бросается в глаза.
Около года назад, движимый
первооткрывательскими интересами, я стал работать в Linux Ubuntu, как
во второй операционной системе. Естественно мне понадобились советы,
которые можно было найти на форумах соответствующей направленности. И
тут же я оказался в самом центре бурной религиозной жизни, протекающей
в недрах киберпространства. Если почитать посты на форумах, которые я
посещал, то складывалось впечатление, что на них обсуждаются не работа
в избранной программной среде, а грядущий Судный День.
Речь,
конечно же, шла о развернувшейся в сети и вне ее великой метафизической
битве, противоборствующими сторонами в которой выступали две стихии -
свободно распространяемый Линукс и известная операционная система,
производителя которой не так давно признали в нашей стране
монополистом. Это было своего рода вневременное противостояние
первоначал Инь и Ян в сфере программного обеспечения. При этом изучение
записей, которые делались сторонниками nix-систем, свидетельствовали о
том, что используемые ими дистрибутивы ассоциируются с понятиями
"правильный", "чистый", "духовный", "нравственный". А прямые и
косвенные оценки программных пакетов, к которым обращались их
оппоненты, носили значительно более критичный характер.
О
подобных апокалиптических воззрениях приходилось читать на форумах не
раз. Добавлю к этому, что отдельные представители описываемого
пользовательского сообщества отличаются выраженным чувством собственной
избранности и интеллектуальной самодостаточности. Им также не чужды
миссионерские настроения. Кроме того, для них характерна непоколебимая
вера в неизбежное наступление царства справедливости. Правда, сроки
этого нового пришествия так и не уточнены.
Один из
ортодоксальных линуксоидов даже рассказал мне о том, что он использует
программный дизайн для медитации. Когда жизнь становилась особенно
невыносимой, мой собеседник мысленно фокусировался на образе десктопа
Gnome - знаменитого оконного менеджера в nix-среде. Со всеми деталями -
верхними и нижними панелями, иконками, обоями. И тогда у него
появлялось чувство удивительного покоя.
Стоит ли говорить о том,
что такая психологическая атмосфера сплачивает сообщество пользователей
Open Source. Во всяком случае, включенность в него таких убежденных
личностей может выступать в роли своеобразного коммуникативного
"цемента", сплачивающего колеблющихся.
Став неофитом в мире
Линукса, я стал потихоньку собирать различные дистрибутивы, имеющие
функцию загрузки в режиме Live CD. Таким способом я перепробовал
десятка полтора различных дистрибутивов Линукса. Естественно, в первую
очередь меня интересовал интерфейс загружаемых программ. А заодно и
эмблемы, с помощью которых маркировались дистрибутивы. Бросилось в
глаза то, что все эти программные пакеты имели эмблемы, наделенные
глубинно-психологическим значением. Иными словами, в каждом из таких
изображений был заложен какой-то подсознательный смысл.
Например,
дистрибутив Debian, который считается одним из наиболее консервативных
и основательных (самый большой объем совместимых программ можно найти
именно в дебиановском репозитории), обозначался с помощи изображения
огромной спирали, движущийся по часовой стрелке. А этот знак между тем
может быть интерпретирован как движение к осознанию бессознательного.
Иными словами, такой символ вполне может рассматриваться как форма,
стимулирующая духовное развитие человека. По крайней мере именно такое
толкование образа дал бы психоаналитик юнгианской ориентации.
В
другом дистрибутиве - Ubuntu Linux - используется изображение круга с
тремя значками, которые можно рассматривать как троицу. А "Три" и
"Круг" - это две метафоры. Одна нумерологическая, отражающая идею
времени -прошлое, настоящее, будущее. Другая - геометрическая. Ее смысл
заключается в пространственной уравновешенности, которая также может
символизировать душевную гармонию. Известно, что изображения подобной
формы — мандалы — широко используются на востоке для медитации.
Еще
в одном дистрибутиве - OpenSUSE — при загрузке можно увидеть ящерицу.
Она же фактически является драконом - мифическим всемогущим существом.
Архаический характер этого животного очевиден. Поэтому, по мнению
К.Юнга, оно символизирует бессознательную сферу человека, причем ее
наиболее
Случайны ли такие находки или же суть интуитивные прозрения "продвинутых" одиночек — сложно сказать, не имея дополнительных данных в виде развернутых психологических интервью, взятых у сторонников этих пакетов. Можно также долго спорить о том, какова степень психотерапевтического потенциала у таких особенностей. И заодно строить догадки относительно того, как будет меняться эта ситуация в ближайшем и отдаленном будущем. Тем не менее, приведенные примеры показывают, что в основе привязанности пользователей Open Source к своим операционным системам лежат не только технологические, но и психологические причины.